Цифровые дети: гаджеты — польза или зло?

Жизнь в современном обществе неразрывно связана с гаджетами. Их распространение за последние 20 лет достигло мирового масштаба. Бешеная популярность и востребованность электронных девайсов обусловлена тем, что, во-первых, они действительно во многом облегчают повседневные задачи. А во-вторых, придают владельцу статус.

Сегодня у среднестатистического жителя Павлодара как минимум есть смартфон, а в большинстве случаев ещё и наушники, планшет или ноутбук. С тем, что для взрослых использование гаджетов – необходимость в эпоху цифровизации, не поспоришь. А вот как они влияют на неокрепшие умы — попытаемся разобраться.

Поколение Альфа

Поколение Альфа или, так называемые «Цифровые дети», это дети, родившиеся с начала 2010-х годов, то есть в период, когда Интернет и смартфоны уже стали обыденностью. Малыш, которому нет и пяти, в отличие от бабушек и дедушек отлично разбирается в мобильном телефоне. Найти желаемый ролик на YouTube или включить любимую игру - вообще не составляет для него проблемы. Но это вовсе не признак одарённости, а прямое следствие воспитания. Появление гаджетов во многом упростило жизнь родителям. Не секрет, что смартфон часто используют вместо няньки. Если раньше, чтобы успокоить или отвлечь ребенка, в ход шли игрушки и «танцы с бубнами», то сейчас достаточно включить красочный клип, который полностью завладеет детским вниманием.

Тесное взаимодействие с гаджетами с раннего возраста приводит к тому, что человек не представляет своего существования без них. К семи годам, а то и раньше, у ребёнка появляется собственный смартфон, со всеми вытекающими последствиями. В 2023 году Министерство просвещения РК провело исследование, направленное на выявление возможностей и рисков, связанных с использованием Интернета несовершеннолетними. Выяснилось, что более 60% казахстанских детей от 9 до 10 лет имеют собственные аккаунты в соц. сетях, в то время как минимальный возраст для регистрации – 13 лет.

Смартфон вместо игрушек

Станислава Авильцева, мать троих детей, рассуждая на данную тему придерживается мнения о том, что гаджеты в исключительных случаях могут быть полезны:

- Порой телефон действительно выручает особенно, когда сидишь в очереди, и ребёнок начинает капризничать. Вместо того, чтобы пытаться успокоить его словами (ведь это не всегда помогает), можно включить его любимый мультфильм на телефоне. Это помогает быстро решить проблему. Но опять же, если так делать постоянно, то подобная «палочка-выручалочка» может перестать работать.

Станислава вспоминает, когда она воспитывала своего первого ребенка, смартфонов ещё не было, единственным способом отвлечь малыша были игрушки и уговоры:

- Да, раньше справлялись без телефонов, но ведь сейчас и время другое. Взрослые уже не представляют жизни без них, детей это тоже касается. Например, в телефоне школьные чаты для общения с учителем и одноклассниками. Сами мы тоже поддерживаем связь со средней дочерью через мессенджеры, когда она не дома, поэтому у неё в 10 лет есть собственный смартфон.

Понимая необходимость гаджетов для современного школьника, Станислава, тем не менее, подчеркивает важность контроля за его использованием:

- Конечно, в наше время невозможно запретить ребенку пользоваться смартфоном, особенно подростку. Но родители должны подходить к этому ответственно: знать, на какие сайты заходит, что смотрит и обязательно ограничивать по времени. Я считаю, что смартфон никак не должен влиять на развитие ребенка, и за это отвечают только родители. Мы, взрослые, сами должны уметь вовремя оторваться от телефонов и отвлекать от них наших детей. Нужно чаще проводить время вместе и показывать ребёнку, что реальный мир намного лучше виртуального.

Логика в ущерб чувствам

Говоря о влиянии гаджетов, не стоит забывать о психической составляющей. Психолог Ирина Седлецкая отмечает, что эволюция не стоит на месте: изменения происходят происходят и без девайсов, однако современные дети — результат быстроизменяющегося и высокотехнологичного общества. А потому значительно отличают от предыдущих поколений.

- Современный ребёнок однозначно имеет другое мышление, соответственно, относится к обстоятельствам и окружающему миру иначе, чем старшие люди. Гаджеты во многом упростили решение задач, а следовательно, минимизировали использование умственных ресурсов. Сказать однозначно, что это катастрофа нельзя, так как современные реалии предполагают упрощенные варианты решения задач, что позволяет экономить другие ресурсы человека.

Как известно, у медали всегда две стороны. В цифровизации тоже есть и плюсы, и минусы. Среди положительных аспектов Ирина выделяет появление «дигиталов». Это люди, которые воспринимают мир, в первую очередь, при помощи логики. Их мозг и психика настроены на то, чтобы из огромного потока информации улавливать только нужную. Это позволяет быстро принимать решения, экономя силы и время. Но при этом теряют значимость аудиальные, визуальные и тактильные навыки. По мнению психолога, использование гаджетов ухудшает физические показатели ребёнка (снижают зрение и активность, социальные (отсутствие «живой» коммуникации) и психические (эмоциональная нестабильность, стресс, расстройства поведения). Однако специалист подчёркивает, что подобные изменения не происходят моментально и исключительно из-за гаджетов:

- Все вышеперечисленное может возникать и при отсутствии девайсов. А чтобы снизить именно их негативное воздействие, родителям нужно обращать внимание насколько гаджеты необходимы ребёнку, исходя из его возраста и потребностей. Думаю, что даже несмотря на возможные риски, не следует полностью ограждать ребёнка от гаджетов, поскольку это сделает его неконкурентноспособным.

Время перемен - образование в эпоху Digital

То, что что сегодняшние дети совершенно по-другому воспринимают информацию, заметили и педагоги. Подростки редко при поиске информации обращаются к справочникам, энциклопедиям или словарям. Зачем тратить на это время и усилия, если ответ на любой вопрос можно найти в Интернете легко и быстро? Таким образом, телефон это не только развлечение, но ещё и «кладезь знаний» любого ученика. Учитывая, что под влиянием гаджетов изменились мышление, поведение и память ребёнка, в системе образования необходима трансформация. Устоявшийся формат проведения уроков уже устарел, считает учитель русского языка и литературы, докторант PhD Мария Валова.

 

- Произошли очень серьёзные изменения, и мы должны понимать, что, если учитель их не учитывает при формировании образовательного процесса, это означает только одно - его деятельность для детей не очень интересна, – говорит Мария Валерьевна. - Очень многие традиционные формы образовательной деятельности уходят в прошлое. По своему опыту могу сказать, задания по воспроизведению какого-то знания, современным детям неинтересны. Их увлекают задания, которые заставляют искать решение, творчески мыслить, креативить и добиваться собственного результата.

Учитывая это, педагогам вместо того, чтобы порицать учеников, стоит искать новые методы обучения. Например, Мария Валова предлагает использовать модель «перевернутый класс». Принцип достаточно прост: ученики изучают тему дома самостоятельно, а на уроке усваивают материал на практике - выполняют упражнения, проводят исследования. При таком подходе дети более заинтересованы в получении знаний. Современному ребёнку важно понимать, что он – личность, которая обладает умениями и навыками, полезными для общества, и задача учителя – поощрять эти способности и направлять в нужное русло. Педагог подчеркивает уникальность подрастающего поколения:

- Мы должны понимать, что изменения мышления, внимания, речи и форм общения у детей – это механизмы адаптации к немыслимым объёмам информации и новой реальности. Новое поколение становится умнее. У молодежи значительно повысилась скорость психических процессов. Можно за них порадоваться, а самое главное – создать условия, чтобы они реально становились развитие.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, гаджеты сегодня - неотъемлемая часть жизни любого человека. При этом очевидно, что мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры меняют и взрослых, и детей. В какую сторону: лучшую или худшую — зависит от нас. Ведь смартфон сам по себе не несёт опасности для ребёнка. Она появляется лишь тогда, когда использование электронных устройств становится бесконтрольным.

Автор: Арианна Ленинг

фото: pixabay